Национальный союз производителей молока (далее – СОЮЗМОЛОКО) и Союз производителей соков, вод и напитков (далее – СОЮЗНАПИТКИ) сообщили о сложностях при проведении таможенного контроля.В течение чуть меньше полугода СЗЭТ приняла целый ряд неоднозначных решений о классификации товаров «апельсиновая мякоть (клетка)», «пюре клюквы», «пюре черники», «пюре красной смородины», «пюре черной смородины», с присвоением им новых классификационных кодов товарных позиций 0810 и 0811 ТН ВЭД ЕАЭС. На основании этих решений о классификации СЗЭТ отказала в выпуске данных товаров как запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778.
Ранее компании осуществляли классификацию таких товаров в товарной позиции 2008 ТН ВЭД на протяжении всего периода своей деятельности и считают, что
Решения о переклассификации товаров были приняты СЗЭТ с учетом результатов таможенных экспертиз, в ходе которых было установлено, что физико-химические и органолептические свойства фруктовых пюре и апельсиновой мякоти (клетки) (далее – спорных товаров) не были изменены, на основании чего СЗЭТ пришла к выводу, что такие товары не были подвергнуты тепловой обработке и потому, как полагает СЗЭТ, подлежат классификации в группе 08 ТН ВЭД. Но бизнес указывает, что спорные товары представляют из себя продукты переработки фруктов, подвергнутые в процессе их производства бережной пастеризации, осуществленной под давлением, без контакта с водой и (или) паром для сохранения неизменными основных свойств спорных товаров, что подтверждается сведениями о технологии их производства, предоставленными поставщиками.
Не согласившись с решениями СЗЭТ, компании-члены Союза ходатайствовали перед таможенным органом об отборе проб товара и проведении независимой экспертизы, но получили необоснованный отказ. Далее компании приступили к ведомственному (досудебному) обжалованию решений СЗЭТ в вышестоящем таможенном органе, а именно в Северо-Западном таможенном управлении, но также получили отрицательные заключения.
Денис Руденко, руководитель таможенной практики Адвокатского Бюро «РИ-консалтинг» для Forbes:
ВОПРОСЫ: Бизнес пока пытается привлечь к спору Минэкономики. Сколько времени может уйти на решение проблемы и каковы шансы на успех добиться пересмотра решений таможни у компаний-импортеров?
Ситуация с кодом ТН ВЭД – не нова. Сейчас не только Северо-Западное таможенное управление проводит камеральные таможенные проверки, результатом которых является лишение, которое приводит к изменениям кодов товаров, а значит, и к вопросам выпуска либо изменения стоимости, вернее, изменения таможенных платежей по этому товару. И это не только Северо-Западное таможенное управление. Не думаю, что Минэкономразвития может помочь в этом вопросе. Поскольку вопрос правильности определения кода ТН ВЭД лежит исключительно на таможенном органе и лице, принимающим решения по выпуску таможенной декларации. С точки зрения обжалования таких решений в вышестоящих таможенных органах, порядке ведомственного контроля преимуществом, предусмотренного Федеральным законом о таможенном регулировании, не всегда приносит участнику в необходимый результат. Как правило, такие большие проверки всегда согласовываются и находятся под контролем вышестоящего таможенного органа. Мы, конечно, данном случае всегда рекомендуем обращаться в арбитражный суд и предоставлять необходимые документы и доказательства.
Каковы перспективы рассмотрения таких споров в судах?
Как правило, эти суды, конечно, занимают долгий период времени, потому что таможенный орган в случае принятия решения не в его пользу судебным органом идёт с обжалованием до конца, т.е. вплоть до Верховного Суда Российской Федерации – т.е. обжалует решение, вынесенное не в их пользу.
У нас есть подобные кейсы, которые длятся более года. Первая инстанция, апелляция и округ, таможня как правило идёт до конца в ВС обжалует решения вынесенные не в пользу таможни. Перспективы обжалования в арбитраже всегда имеются. Всегда можно и нужно аппелировать к имеющейся практике по классификации товаров. Неплохо изложен 49 Пленум ВС. Но работа эта кропотливая, надо не забывать, что это- бюджет РФ. К тому же практика показывает процентный перевес судебных решений в пользу таможенных органов.
И правильно ли я понимаю, что ввезти спорный товар пока идут разбирательства компании не могут?
Да, ввезти нельзя, потому что все декларации, которые будут поданы также по старому коду, будут подвергнуты таможенному контролю, таможенной проверке и будет принято решение о изменении кода на тот код, который посчитает таможня правильным. В данном случае будет правильным код, который указан в этом кейсе. Таможня будет стоять до конца, поэтому товар ввезти можно, но только уже на условиях тех, которые соглашается таможня.
Можно также добавить ко всему вышесказанному, что, учитывая падение объема импорта, работа таможенного органа усилилась по линии контрольных мероприятий и доначислению платежей.
Таможенный орган, наряду с изменением кода товарной номенклатуры и, как правило, доначислением таможенных платежей, одновременно всегда будет рассматривать возможность возбуждения административных дел в отношении участника ВЭД за недостоверное декларирование товаров, перемещаемых через границу. То есть, можно сказать так, что таможня при проведении контрольных мероприятий одновременно с рассмотрением вопроса изменения кода, будет рассматривать и вопрос о возбуждении административных дел, если изменение кода повлекло за собой доначисление платежей, и соответственно, будут возбуждены административные дела.
13.11.2024
ВЗЯЛИ НА ПРОБЕ: КОНТРАБАНДА ЗОЛОТА ИЗ РФ ВЫРОСЛА В 2,5 РАЗА Контрабанда золота из России увеличилась в 2,5 раза за год , которая пресекла попытки незаконного вывоза драгметалла. Впрочем, контрабандистов ловит не только эта служба. Зачастую серым экспортом занимаются так называемые...
01.03.2024
Ограничения ряда турецких и китайских банков на прямые расчеты с Россией привели к тому, что средний срок оплаты увеличился до 7–10 дней из-за проведения транзакций через третьи страны, рассказали в логистических компаниях. «Ведомости» поговорили с представителями STS Logistics...
27.02.2024
Таможенный юрист Руденко: с 1 апреля просядет сегмент для ввоза машин гражданам Киргизская схема завоза машин станет неактуальной для дилеров с 1 апреля. Также невыгодно будет поставлять автомобили через параллельный импорт из Армении и Белоруссии. Об этом в беседе с URA.RU рассказал руководитель...